уллутау, ущелье адырсу, описание маршрутов, альпбазы, альпинистская тусовка
  

Старая версия сайта

  

Альпбазы:

  Уллутау (погода)
  Узункол
  Безенги
  Дигория
  Цей
  Алибек
  Таймази
  Шхельда
  Алаудин
  Артуч
  Джайлык
  база   полезное   тусовка   фото   маршруты   форум
 [ искать ]
логин:

пароль:

запомнить    [вход]

Объявления:

Заказ и оформление пропусков в погранзону
ПРОГРАММЫ ПО АЛЬПИНИЗМУ НА 2022 ГОД
Банковские реквизиты базы Уллутау
РАСЦЕНКИ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ В УЛЛУ-ТАУ. 2023г.
подробнее >>

Рекомендуем:

Библиотека:

А. А. Авакян. В ЦЕНТРЕ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА НАЙДЕН ДРЕВНИЙ СВЯЩЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Б.В.Беднов, С.В.Пономарев, ФиС 1985г.. ТЕПЛИ, ДЖИМАРАЙ, КАЗБЕК
Феликс Кривин. Первая любовь
Агибалова В.В., Жданов Г.В, Иванов В.Д.. По Дигорскому ущелью.
Затуловский Д., Красавин Л.. Дни на Памире

Последние сообщения на форуме:

09.08 13:16,  Hari Bol
Дорога есть?
06.07 18:35,  piekn
ищем попутчиков на 26...
07.09 14:10,  M.I.rise
Re: НС на Чот Чате
27.08 08:49,  Yacek
НС на Чот Чате
01.05 16:02,  Gazik722412
Приветствую всех!

Последние комментарии:

23.01 08:56,  M.I.rise
Заказ и оформление...
3 комментария
31.07 19:41,  srgmh
так ходят настоящие...
1 комментарий
24.11 19:03,  YSH
Альплагерю Уллу-тау -...
1 комментарий
01.05 14:56,  Gazik722412
Альбом 1
1 комментарий
10.01 14:46,  Сергей М.
хребет Адыр-Су. гора...
3 комментария
11.08 16:33,  Сергей М.
Уллу-Тау, август 2007г.
1 комментарий
21.06 19:50,  Sid_ov
ИЮЛЬ.ЖАРА. ДВА РЮКЗАКА,
1 комментарий
 
Ullutau.ru - экспорт новостей Экспорт новостей в формате RSS 2.0
Ullutau.ru - читать новости сайта Ullutau.ru на яндекс.ленте читать новости сайта Ullutau.ru на яндекс.ленте
 

Наши друзья

 

Реклама:





Случайные фото

IMG_1823
IMG_1823
 Добавил M.I.rise
Чанчахи
Чанчахи
 Добавил M.I.rise
Ночное восхождение на Джайлык
Ночное восхождение на Джайлык
 Добавил M.I.rise
 

Цей

О базе  |  Горы и Люди  |  Фото
Прайс ]  [ Контакты ] 
как добраться ] [ контакты ] [ стоимость проживания ]

ИЗ ИСТОРИИ АЛАН–ОСЕТИН. Традиции

Горные ущелья Центрального Кавказа с древнейших времен были обжиты иранскими народами. Их жители, принадлежа к Восточной Алании, во времена трагических событий монголо-татарского геноцида, приняли к себе волну родственников-переселенцев. В этих новых условиях аланский этнос, раздробленный, потерявший духовную и административную централизацию, решал вместе с проблемами физического выживания, проблему структурной реанимации утраченных духовных институтов.

Уничтожение институтов государственной власти лишало христианство, как крупнейшую идеологическую силу того времени, опоры в общественной среде алан-осетин, возродивших в тяжких горных условиях раннесредневековые родоплеменные отношения. Установившийся в то время баланс между символами и образами христианства и обрядово-ритуальной практикой традиционных иранских верований устойчиво сохранялся в осетинской традиционной культуре до начала ХХ века. В пантеон наиболее популярных осетинских святых и сегодня продолжают входить Бог-отец (Хуыцау), Христос (Чырысти), Мать Мария (Мады Майр?м), св. Илья (Елиа, Уацилла), св. Михаил и Гавриил (Мыкалгабырт?) и многие другие высокие образы, которые в то нелегкое время помогли аланам-осетинам с достоинством перенести испытания своей изменчивой судьбы. Самым же любимым и почитаемым остается и по сей день св. Георгий (Уастырджи), святилища которого можно встретить во всех горных ущельях Осетии.

Но как бы внешне не трансформировались основные ориентиры этнической культуры, внутренне они все еще обосновывались весомыми архаическими духовными стимулами, которым народное сознание отдавало приоритет многие тысячелетия. Древние мировоззренческие конструкции продолжали функционировать во всех сферах жизни человека традиционной культуры. Так, например, в реальном топографическом устройстве осетинского селения Лац (Куртатинское ущелье) отразились архаические параметры древнего мироустройства. Во второй половине ХХ века было зафиксировано предание о том, что по повелению эпических нартов, первопоселенцев Лаца, вертикально стоящие с четырех сторон вокруг селения камни-цырты были принесены и установлены великанами-уаигами (символ хаоса). Камни обозначали границы селения, которые уаигам было запрещено переступать. Подчиняясь нартам, силы хаоса организовали для человека защищенное, обитаемое пространство - космос, за границы которого жителям Лаца не рекомендовалось выходить без охранительной магии, чтобы не попасть к великанам. При этом, если дополнить пространственные параметры осетинского селения (квадрат) расположенным в нем общественным центром - Ныхас (круг), представлявшимся народному сознанию как священное, круглое соборное пространство, то мы получим в существующей топографической реальности древнейшую индоевропейскую модель организованного космоса.

Свои поселения аланы-осетины старались располагать в удобных для обороны местах, неподалеку от источника. В условиях острой нехватки пахотной земли, когда стоимость клочка ее, на котором уместился бы лежащий бык, приравнивалась к стоимости самого быка, под строительство жилищ и хозяйственных помещений выбирались защищенные от лавин и камнепадов крутое взгорье, уступ или склон горы, удобный и с хозяйственной, и с оборонительной точки зрения.

Структура общества по-прежнему была обусловлена трехфункциональным социальным разделением, идентичным индоевропейской модели космоса. Каждый человек входил в семью, семья - в род, род - в фамилию, фамилия - в общину, возводя себя при этом к одному из трех сыновей единого предка. Союз общин составлял горское общество.

Располагалась община на территории, делившейся на три части, три округа, обладавших общей системой оборонительных сооружений. В середине общины располагался Ныхас, ее социальный, культурный центр, подобный греческой агоре, идеология которого восходит, вероятно, также к индоевропейской эпохе. Здесь, освободившись от дневных забот (или в экстренных случаях), собирались представители разных фамилий, решая насущные вопросы жизни общества, обсуждая хозяйственные, военные, судебные дела, обмениваясь новостями. Молодежь демонстрировала здесь свое владение конем и оружием, закрепляла знание этического кодекса своего народа, училась хорошим манерам и перенимала достойный жизненный опыт . Здесь устраивались со своей арфой народные сказители - живые хранители духовных ценностей своего народа .

Неподалеку от селения, как правило, находились несколько святилищ в честь того или иного святого патрона, в образе которого, как было показано, нередко переплетались черты христианских и древнеаланских святых, являя собой не что иное, как образец народного христианства. Выше селения или ниже по реке располагались фамильные склепы, как своеобразная зона Царства мертвых в топографическом космосе местообитания общины. Все вместе - селение, хозяйственные территории, святилища, святые места, склепы и т. п. - составляли уникальный, с множеством тонких, сложных связей, универсальный комплекс для жизни человека мифологического сознания. При этом, ритуальная идеология этого человека включала в себя не только макрокосм, но и микроутварь, одежду и ее аксессуары.

Ограниченность пространства для жизнеобитания, скудость материальных условий вырабатывала в каждом человеке уникальный горский характер, а также специфическую особенность мастера на все руки. Это обстоятельство вызвало к жизни новые, оригинальные черты традиционной культуры. Большое развитие в традиционной культуре имели обработка камня и резьба по дереву, шорно-седельное производство, кузнечное и оружейное дело. Мужчины обрабатывали шкуры животных и выделывали кожу, вырезали из дерева всевозможную домашнюю утварь, изготовляли необходимые в хозяйстве орудия труда. Женщины ткали сукно, валяли бурки, шили, вязали, вышивали. Они искусно владели техникой золотого шитья, аппликации, плетения, тканья с узором. Все изделия быта и интерьер жилища горца украшались в соответствии с его представлениями о мироздании и вытекающими из этих представлений понятиями о красоте и гармонии. Фиксируясь образными знаками, эти представления находили широкое применение в конструкции традиционной архитектуры, в формообразующей структуре вещи, в узорах традиционного орнамента.

Восемнадцатый век в истории Осетии был ознаменован добровольным присоединением ее к России, что было выгодно обеим сторонам. Через Осетию проходил самый короткий путь в Закавказье - Военно-Грузинская дорога. Кроме того, в ее лице Россия получала в свое подданство страну, горы которой «изобилуют золотом, серебряными рудами и минералами, камением изрядным». Осетия же возвращала себе предгорную равнину Центрального Кавказа (Нижний Ир), бассейны рек Ардон, Фиагдон и Терек, которые издревле считала своей исторической территорией.

Эти глобальные изменения означали не только то, что осетины получили право беспрепятственно переселяться (вернуться) из горных теснин на равнину, под защиту российской государственности, но также и то, что тысячелетняя устная народная традиция закончилась, уступив место письменной культуре, и отныне история народа становится фиксированной, книжной. Сумев сохранить свою самобытную культуру, осетины получили широкий доступ к достижениям европейской и мировой цивилизации, позволив представителям европейской науки вместе с национальной интеллигенцией вовремя обнаружить себя как прямых наследников языковых, мифологических и этнокультурных традиций североиранской общности. Как отметил выдающийся французский ученый Жорж Дюмезиль: «Осетины… преуспели вдвойне: они сберегли до наших дней не только язык как форму, несущую некое культурное содержание, но и само это содержание, в котором отразилось состояние скифской цивилизации на последних ступенях ее развития. А главное - живы бесценные, полные архаики эпические сказания…».

(Текст из книги В. Цагараева "Искусство и время")


http://www.15rus.ru

Оглавление

Добавить комментарий

Чтобы оставить свой комментарий здесь, пожалуйста, войдите в систему

Комментарии пользователей

 


© ullutau.ru, 1998-2019

Использование материалов сайта разрешается только при наличии ссылки на ullutau.ru.


Рекламные ссылки:


По вопросам размещения рекламы пишите на