уллутау, ущелье адырсу, описание маршрутов, альпбазы, альпинистская тусовка

Старая версия сайта

Алаудин
  Артуч
  Джайлык
  база   полезное   тусовка   фото   маршруты   форум
 [ искать ]
логин:

пароль:

запомнить    [вход]

Объявления:

Заказ и оформление пропусков в погранзону
ПРОГРАММЫ ПО АЛЬПИНИЗМУ НА 2022 ГОД
Банковские реквизиты базы Уллутау
РАСЦЕНКИ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ В УЛЛУ-ТАУ. 2023г.
подробнее >>

Рекомендуем:

Библиотека:

А. А. Авакян. В ЦЕНТРЕ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА НАЙДЕН ДРЕВНИЙ СВЯЩЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Б.В.Беднов, С.В.Пономарев, ФиС 1985г.. ТЕПЛИ, ДЖИМАРАЙ, КАЗБЕК
Феликс Кривин. Первая любовь
Агибалова В.В., Жданов Г.В, Иванов В.Д.. По Дигорскому ущелью.
Затуловский Д., Красавин Л.. Дни на Памире

21.06 19:50,  Sid_ov
ИЮЛЬ.ЖАРА. ДВА РЮКЗАКА,

Ullutau.ru - экспорт новостей Экспорт новостей в формате RSS 2.0
Ullutau.ru - читать новости сайта Ullutau.ru на яндекс.ленте читать новости сайта Ullutau.ru на яндекс.ленте

Наши друзья

Реклама:

Случайные фото

И суровые мужики умеют улыбаться
 Добавил M.I.rise
Thach-Madina-061
Новая траса.jpg
 Добавил Vlad,ka

Альпинистские маршруты

2А-2Б ] [ 3А-3Б ] [ 4А-4Б ] [ 5А-5Б ] [ 6А-6Б ]
комбинированный ] [ скальный ] [ снежно-ледовый ]
О маршруте  |  Фото
Уллутау ] [ Узункол ] [ Безенги ] [ Дигория ] [ Цей ] [ Алибек ] [ Таймази ] [ Шхельда ] [ Алаудин ] [ Артуч ] [ Джайлык ]
Классификатор альпинистских маршрутов ]

маршруты -> Европа -> Кавказ -> Центральный Кавказ -> Скалистый хребет -> Тбау

Тбау Сев.- Зап. через карнизы Юго-Западной стены, скальный, 4Б

Фотографии маршрута

Описание и фотографии вершины Тбау

Маршрут первопрохода занял 2 место в XII ЧЕМПИОНАТЕ СНГ ПО АЛЬПИНИЗМУ 2002г. Описание составлено руководителем команды Егориным Сергеем. По всем вопросам связанным с данным маршрутом вы можете обращаться по e-mail:
Паспорт восхождения:
ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ.
I. Скалистый хребет, номер раздела в классификации 2.8.
2. Тбау (С.-З.) 2980 м, через карнизы Юго-Западной стены.
3. 4Б кат.тр.; первопрохождение.
4. Характер маршрута: скальный.
5. Перепад высот маршрута: 580 м (по альтиметру и топографической
карте).
Протяженность маршрута: 950 м.
Протяженность участков 5 кат.сл. - 52 м., 6 кат.сл. - 27 м. Средняя крутизна: основной части маршрута 75 град., всего маршрута 65 град.
6. Оставлено крючьев на маршруте: всего 39 шт.; в т.ч. шлямбурных 38 шт,
из них спитов 32 шт.
Использовано крючьев на маршруте:
шлямбурных стационарных 6 шт., в т.ч. для И.Т.О. - 1 шт.;
шлямбурных съемных (спиты) 32 шт., в т.ч. для И.Т.О. - 14 шт. Использовано всего искусственных точек опоры (И.Т.О.): 18 шт.
7. Ходовых часов команды: 56 часов; 8 дней.
8. Руководитель: Егорин Сергей Владимирович; М.С.
Участники: Гагиев Вильям Таймуразович; 2разр.
Зубенко Владислав Сергеевич; 2 разр.
Чупин Вячеслав Михайлович; 2 разр.
Чупин Роман Михайлович; 2 разр.
9. Тренеры: Хамицаев Казбек Борисович; Тавасиев Руслан Андреевич
10. Выход на маршрут: 800 22 февраля 2002 г.
Выход на вершину: 1600 1 марта 2002 г.
Спуск в БЛ: 12.00 2 марта 2002 г.

Описание маршрута:

Описание подхода к маршруту

Из города Владикавказ, на рейсовом автобусе на Харисджин, по Куртатинскому ущелью доехать до пионерского лагеря «Металлург» около 1 часа.
Здесь перейти по мосту реку Фиагдон и от водокачки подниматься вверх по грунтовой дороге. Пройдя через лес и через две поляны, попадаем в начало ущелья, которое выводит под Юго-Западные стены Тбау. По старой заброшенной дороге подниматься вверх по буковому лесу. Дальше по тропе перейти на левый по ходу склон. От водокачки около 1,5 часов.
Пройдя крутой подъем, выходим из леса и идем дальше по травянистым склонам вверх по ущелью. Идти легче над лесом под скальными стенами, находящимися слева. Дойдя до места, где ущелье начинает сужаться, спуститься на его дно. Подойдя к узкому скальному каньону, идти по его дну. Стену поперек каньона обойти справа по скалам, заросшим мхом, 2-3 категории сложности. Дальше снова по дну каньона через небольшие стенки подойти к единственному месту в ущелье, где в межсезонье возможна вода (родник). Выше и ниже этого места он пропадает. Пройдя еще немного по каньону, выходим на правый его склон - ущелье немного расширяется. Дальше прямо вверх по ущелью до его раздвоения. Здесь свернуть налево и по осыпи, по кулуару подниматься в сторону видной впереди Юго-Западной стены Тбау С.-З. Когда кулуар перейдет в широкий травянистый склон с выходами скал, свернуть влево и подниматься вдоль южных стен Северо-Западною гребня вершины Тбау С.-З. Пройдя кулуар, выводящий на Северо-Западный гребень (он остается слева), пройти немного вверх под южными стенами. Здесь - ночевка в гротах - можно без палаток. Высота 2300 метров. Набор высоты от водокачки 1300 метров. От нее же 5-6 часов ходьбы. Воды нет, возможен снег с ноября по май.

ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА

От ночевок в гроте вернуться на травянистый склон, выводящий под Тбау С-3. Идти надо к центру основания стены, правее маршрута ЗБ кат.тр.

Начало маршрута находится на 30 м ниже левого «глаза», образованного небольшим гротом. От ночевок 20 мин.

R0-R1: В 3 метрах от земли забит 8 мм шлямбур с проушиной. От него вверх 25 м до небольшого грота. Здесь забиты еще два таких же шлямбурных крюка. Весь участок 25 м , 4+ кат.сл., 80 град. R1-R2: От станции траверс влево и прямо вверх на полку за отщепом -5 метров, 4 кат.сл. 80 град. Дальше по полке влево еще 35 м; 3 кат.сл., 40 град., до плеча на стене.

R2-R3: С плеча прямо вверх по наклонной полке под заглаженную стенку. Участок 25 м, 3-3+ кат.сл., 60 град.

R3-R4: В основании стенки забит 8 мм шлямбурный крюк с проушиной. От него под нависающими скалами вверх 10 м; Ale; 5e кат.сл., 75 град, до следующего точно такого же шлямбурного крюка. От него траверс вправо 5 м, 5е кат.сл., 75 град, до следующего 8 мм шлямбура.
При прохождении нужны френды. Трещин нет, скалы сильно заглажены. R4-R5: Дальше прямо вверх по стене 4 кат.сл. 15 м, 80 град, до полки, по ней вправо вверх 5 м, 4-кат.сл., 60 град.

R5-R6: Потом влево вверх по стене 15 м, 4+ кат.сл., 85 град, до перегиба стены. Далее по скальному гребешку выйти на полку: 15 м, 4 кат.сл.; 60 град. Справа «спит».

R6-R7: По полке влево 40 м, 1 кат.сл., 20 град. В левой части полки в небольшом гроге 1-ый контр, тур. Левее его на 5 м за углом начало следующего участка. На полке возможна ночевка.

R7-R8: Вправо вверх через небольшой карниз 6 м, 95 град 5е кат.сл А1е. В 3м от полки забит шлямбурный крюк 12 мм - «спит» без проушины. Здесь и далее до конца маршрута все шлямбура - 12 мм спиты, без проушин фирмы «Petzl». За карнизом через 3 м еще один «спит». Дальше прямо вверх по стене с небольшими полочками. Через 10 м еще один «спит». Через 30 м от начала участка - плиты 5 м, 5 кат.сл., А2е, 80 град. – здесь забиты три «спита». Весь участок 35 м; средняя часть 4+ кат.сл.

R8-R9: Влево - вверх по стене сначала 4 кат.сл., потом 3 кат.сл. на полку. Весь участок 25м, 70-50 град.
В середине полки справа забит старый ледовый крюк - титановая «морковка»

R9-R10: По полке влево вверх до кулуара 30 м, 1 кат.сл., 30 град.

R10-R11: По правой стороне кулуара по скалам 2 кат.сл., 40 м, 50 град. выйти на средний пояс. Здесь ночевка. Набор высоты от основания стены 200 м. Нами потрачено 20 ходовых часов.

R11-R12: От ночевок идти вправо вверх под 2-ой бастион. Идти надо к основанию стены под большим треугольным карнизом с черными подтеками. Узкий скальный пояс по пути к 2-му бастиону пройти в самой узкой части (10 м. 3 кат.сл ) или обойти его справа. Весь участок около 150 м, 1 кат.сл., 20-30 град В конце участка перейти вправо в кулуар.

R12-R13: Подойдя по широкому травянисто-осыпному кулуару под основание 2-го бастиона поднимаемся по стенке 20 м, 60 град., 4- кат.сл. на полку

R13-R14: По ней вправо вверх под нависающими скалами на плечо стены. С плеча по полке подойти под расщелину - 40 м, 2-3 кат.сл., 30-50 град.

R14-R15: По расщелине прямо вверх на полку 12 м, 5- кат.сл., 80 град, на полке забиты 2 «спита» слева и справа.

R15-R16: По монолитной стене, слева от нависающей щели с разрушенными бортами, подниматься прямо вверх на И.Т.О.- 15м., 6 кат.сл. 95 град., А2е. Стена монолитная. Здесь шлямбурная дорожка. На всей стене забито 8 «спитов».

R16-RI7: По наклонной заглаженной полке вправо - вверх 7 м, 4+ кат. сл 70 град. В конце участка «спит».

R17-R18: Дальше прямо вверх по камину с выходом влево на верх откола. Участок 10 м, 5- кат.сл., 80 град. В конце участка забит «спит».

R18-R19: Дальше вправо вверх под пробку нависающую скалу, запирающую вход в камин. Выйти между ней и небольшим отколом справа. В правой части нависающей скалы «спит». Весь участок 7 м, 70 град 4+ кат.сл.

R19-R20: На 1 м выше станции забит еще один «спит». Дальше уйти влево вверх и по трещине (френды) войти в камин - «спит» - Ale, 5 м, 6 кат.сл., 95 град, далее по камину с заклинившимися камнями подойти к нише под карнизом. Еще 10 м, 4 кат.сл., 60 град. В нише возможна ночевка на двоих.

R21-R22: Из ниши влево вверх по нависающей щели между карнизом и заглаженной стеной слева.сначала «идут» френды. На перегибе стены забиты два «спита», дальше прямо вверх на полку - еще один «спит». Весь участок 12 м, 6 кат.сл., 95-85 град, А2е.

R22-R23: С полки прямо вверх сначала по стене, потом по узкому камину на полку под карниз. Посередине и в конце участка забиты «спиты». Весь участок 25 м. 4+ кат.сл., 70 град.

R23-R24: Карниз обойти справа и по расщелине идти вверх. В конце участка уйти влево в нишу под карниз. Здесь 2-ой контр, тур. В середине и в конце участка забиты «спиты». Весь участок 30 м, 4+ кат.сл., 70 град.

R24-R25: Из под карниза уйти вправо и по плите подойти под нависающие блоки из разрушенных скал. Плита 8 м, 4- кат.сл., 70 град. Дальше прямо вверх по трещине между блоками (френды) на полку - здесь забит «спит». Еще 4 м, 5е кат.сл., 95 град.

R25-R26: Отсюда траверс вправо в кулуар. Траверс сначала по стене, потом по полке. Участок 15 м, 4+ кат.сл., 80 град. В конце «спит».

R26-R27: По кулуару прямо вверх через небольшие стенки. Через 20 м перегиб стены - выход на маршрут 4Б кат. тр. За 3 метра до перегиба, слева забит последний «спит». Кулуар - 70 град., 4 кат.сл. Далее по полке 1 кат.сл. пройти еще 10 м до стенки.

R27-R28: Дальше по широкой стенке идти прямо вверх 30 м, 4 кат.сл., 70 град, до следующей стенки. На полке под ней возможна ночевка.

R28-R29: Следующую стену также проходить прямо вверх: 40 м, 4 кат.сл., 70 град. R29-R30: С очередной полки подняться по ней максимально вверх, потом уйти вправо за угол в камин. Весь участок 25 м, 4 кат.сл., 60 град.

R30-R31: Дальше подниматься прямо вверх сначала по стене, потом по узкому камину. Участок 50 м, 4+ кат.сл., сначала 80, потом 60 град. В конце участка выйти на плечо стены.

R31-R32: С плеча по гребню 2 кат.сл., 30-40 град, 80 м подняться на в. Тбау С.-З. (2980 м). Вершина хорошая панорамная точка. Здесь возможна ночевка. От начала стены до вершины нами было потрачено 56 ходовых часов с обработками.

Спуск с вершины в Куртатинское ущелье - по С.-З. склону и дальше по южному склону С.-З. гребня до грота - маршрут 1Б кат.сл. (2-3 часа).

Другой вариант: через Тбау Гл. спускаться на восток в Даргавское ущелье - путь 1А кат. тр. (3-4 часа).

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАРШРУТУ

Протяженность участков 5 и 6 категории сложности составляет 79 м. Около 35 м необходимо проходить на И.Т.О. На сегодняшний день (март 2002г.) маршрут первопрохода «через карнизы Ю.-З. Стены» самый сложный маршрут в Скалистом хребте на территории РСО-Алания.
Маршрут рекомендуется проходить с ноября по май, когда на подходах и на стене, на полках есть снег. В другое время на стену придется нести большое количество воды в связи с тем, что маршрут многодневный, а стена с июня по октябрь сухая (иногда и по декабрь).
На маршрут необходимо взять проушины под спиты (не менее 5 шт.).
Желательно иметь с собой штук 5, как минимум, шлямбурных крючьев, в связи с тем, что спиты тяжело найти на стене, а скалы монолитные с малым количеством трещин.
Также необходимо кроме обычных крючьев и закладок иметь с собой френды.